Кому он нужен, этот сайт
Экономика, основанная на знаниях и темпы инновационного развития
Большинство граждан связывают перспективы долгосрочного, стратегического развития России с улучшением делового климата в стране. Поэтому и государство готово, в связи со складывающейся демографической ситуацией, взять на себя затраты по переобучению и переезду на новые рабочие места экономически активной части населения.
Сегодня регионы выступают в качестве самостоятельных субъектов международных отношений, а региональные объединения обеспечивают необходимые условия для повышения роли России в мировом хозяйстве, укрепления национальной конкурентоспособности, защиты общественных отношений от негативных вызовов.
В настоящее время, в соответствии с реализуемой государственной политикой сбалансированного, пространственного развития, регионы России формируют новые центры промышленности, аграрного производства, рекреации, образования, науки и пр.
Стратегия пространственного развития, включающая схему расселения и размещения производительных сил, призвана обеспечить устойчивое, комплексное развитие регионов страны.
Обширные территории и потенциалы, которыми обладает Россия, позволяют ей претендовать на ведущую роль в мировом хозяйстве, но требуется конструктивное решение проблем приоритетного развития региональных интеграционных процессов.
Ряд проблем, как демонстрирует опыт ведущих стран мира, может быть решен благодаря развитию экономики, основанной на знаниях и требующей качественно нового уровня непрерывного, в течение всей жизни, обучения и повышения квалификации.
Решение последней задачи, как показывает зарубежный опыт, во многом, зависит от формирования эффективной национальной инновационной системы, состоящей из региональных систем, которая представляет собой благоприятную для инноваций институциональную среду, объединяющую государственный, частный, научно-образовательный, общественный потенциалы в процессе взаимодействия по осуществлению инвестиционной деятельности.
Например, в США инвестиции в человека в 3 раза превышают производственные инвестиции, а опыт американских фирм убедительно демонстрирует, что каждые 35 тыс. долл., вложенные ими в образование, приносят прибыль в 1 млн. долл.
Остается проблемной
ситуация с наукой. В нашем производстве доля инновационных продуктов менее 1%,
а в Европе, Японии, США - 70-80%. Наука США на 60-70% финансируется
негосударственными источниками. У нас же в этом плане совсем другая картина -
на науку выделяется примерно 1% ВВП. По этому параметру Россия на 25-м месте в
мире - между Словенией и Грецией.
Достаточно показательно, что в 1998 США контролировали 25% рынка мирового «хайтека", а Китай — 10%. Теперь доля Китая превосходит долю США более чем в два раза.
15 лет назад Китай был четырнадцатым по количеству научных публикаций. Теперь ожидается, что он обойдет США и станет первым. Одним из подтверждений этому является показатель количества докторских степеней в технических науках, который в Китае удвоился в последние годы, обогнав США.
Для сравнения китайской и российской ситуации в научной сфере приведем данные, которыми апеллировал ректор МГУ им. М.В. Ломоносова Садовничий В.А. в выступлении на заседании Государственного Совета: «У нас огромная аспирантура, не только в России, не только в МГУ, но и в других университетах, и в Академии. Только 15 процентов аспирантов желают сейчас заниматься наукой, хотя раньше аспирантура была по определению кузницей кадров. Причины они называют разные: мотивация, зарплата, востребованность и так далее».
Поэтому закономерно,
что в рейтингах развитых западных стран наши вузы лишь в третьей сотне, и
только в рейтинге развивающихся стран Европы и Центральной Азии, Московский
государственный университет занял первое место.
Региональные аспекты построения инновационной системы
Проведя анализ регионов страны, отличающихся наиболее высоким рейтингом, которые, по мнению сообщества экспертов, должны взять на себя ответственность за экономический рост России, исследователи выделили следующие агломерации: Москва и Московская область, Республика Татарстан, Свердловская область, Санкт-Петербург, Краснодарский и Красноярские края.
Калужская область не включена в «полюса роста», так как, по мнению исследователей, она является составной частью московской агломерации. Оценка разносторонности и плотности социально-экономических связей в агломерации, по мнению экспертов, позволяет сделать вывод о том, что они выступают как единое целое.
В Москве располагаются ведущие научно-исследовательские и высшие учебные заведения, обладающие современной научно-образовательной базой и качественным профессорско-преподавательским составом.
Федеральными органами власти проводится политика объединения ряда ВУЗов для создания мощных университетов, отвечающих международному уровню, приветствуется и система целевого набора в ВУЗы, позволяющая обеспечить регионы высококвалифицированными кадрами.
А в Калужской области существует серьезная проблема возраста ученых, так как средний возраст докторов наук превышает 65 лет. Следует ее решать в первоочередном порядке. Так как, образно говоря, если в храме должно быть «намолено», то содержание университета составляет не количество чиновников от образования, а качество профессорско-преподавательского состава, сформировавшего научные школы и обеспечивающего достойное образование.
Но регион идет иным путем. Так, например, испытывая острый дефицит врачей разных специальностей, принимается решение, на базе Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского открыть специальность - лечебное дело. Не учитывается, что университет десятилетиями являлся не классическим, а педагогическим (институтом), и два года подряд по результатам мониторинга, проведенного Министерством образования и науки РФ, признавался неэффективным.
Сегодня в области реализуются инвестиционные проекты по строительству аэропортов «Ермолино» и «Грабцево», которые позиционируются органами власти, как резервные воздушные ворота Москвы, предполагается, в перспективе, придать им международный статус.
Если следовать логике подхода к подготовке врачей на базе регионального университета, то пора задумываться и о запуске, по аналогичной схеме, образовательных программ подготовки пилотов и штурманов гражданской авиации. Как известно, проблема нехватки этой категории специалистов характерна для многих крупных авиационных компаний, так что на базе бывшего педагогического института можно провести эксперимент по решению кадровых проблемы авиации всей страны. Думается, что вряд ли подобную деятельность можно признать экономически, научно и образовательно осмысленной.
Предстоит создать систему, объединяющую классическое высшее профессиональное образование, где главную роль играет фундаментальная теоретическая база, неразрывно связанная с практической подготовкой, и бизнес - образование, ориентированное на практическую деятельность, в которой творческий потенциал направлен на достижение высокого профессионального уровня с широкими горизонтами мышления и овладение современными технологиями принятия управленческих решений.
В любом случае инвестиционные образовательные программы должны быть направлены, с учетом постоянного роста объема информации и скорости ее обновления, на непрерывный процесс актуализации знаний на протяжении всей активной экономической деятельности человека.
Прогрессивные формы организации образовательного процесса обязаны создавать своеобразную социально-экономическую систему координат, обеспечивающую личности, обладающей высокими профессиональными качествами, инновационным мышлением, объективную возможность для самореализации.
Именно поэтому требуются принципиально новые подходы к деятельности профессорско-преподавательского состава и администрации университетов.
Сегодня, когда образ жизни и мыслительные процессы человека поменяли информационные и коммуникационные технологии, полезно вдуматься в слова новатора, радикально поменявшего социально-экономический ландшафт повседневности, и приведшего нас на новый цивилизационный уровень, Стива Джобса: «Чаще всего люди не понимают, что им на самом деле нужно, пока сам им этого не покажешь».
Можно бесконечно сетовать по поводу снижения авторитета профессорско-преподавательского состава. Но если раньше преподаватель затрачивал огромный труд и время на проработку массы печатных материалов, то сегодня большинство действий автоматизировано и доступно для студентов в Сети. Их главные задачи: найти необходимую информацию, адаптировать знания к реальным условиям, облечь в форму, придающую знаниям ценность.
Да, задача преподавателя – «учить учиться», за счет информатизации общества облегчилась, но как ни парадоксально, одновременно, максимально усложнилась.
Студент и преподаватель находятся в одном, неограниченном, информационном поле, но последний обязан быть лучше сориентирован в этом динамичном, постоянно изменяющемся мире, должен быть «гурманом», способным найти самое важное и актуальное, отбросив информационный мусор. Его главная задача научить студента думать, сформировав инновационное мышление, имеющее практическую ценность.
Задача выполнима только при одном условии, если обучающий сам является личностью и имеет неформальный авторитет. А это необходимо подтверждать повседневным трудом и практическими достижениями в избранном направлении образовательной и научной деятельности.
Одним из обязательных, на наш взгляд, современных требований является наличие собственного сайта у каждого представителя ППС. Как правило, на сайте должна быть представлена информация о преподавателе (образование, повышение квалификации, сведения о местах работы, достижения и пр.), список опубликованных работ, материалы участия в научных проектах, актуальные статьи, в первую очередь, в изданиях, рецензируемых Высшей аттестационной комиссией, зарубежные публикации, пособия, монографии и пр. Информация должна постоянно обновляться. Сайт активно используется для общения со студентами, образовательным и бизнес - сообществом.
Чтобы получить результат, требуется активное внедрение инновационного мышления. Следует форсировать инвестиции в человека, постоянно помня, что отправным пунктом философии свободы, творчества, практически – нравственной ориентации выступает неисчерпаемый потенциал самого человека, как высшего природного и социального существа. Каждому должна быть предоставлена возможность обновить свои знания, повысить квалификацию, реализовать третью составляющую счастья.
Способствовать этому, надеюсь, будет созданный сайт.
pdf, 1096 Кб